«Солёные загадки». Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. НОД "Волшебство в одном кристалле" методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Соль в пословицах и поговорках

Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) по теме «Волшебство в одном кристалле» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, с использованием технологии ТРИЗ, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всей НОД, повышает их познавательную активность, облегчает процесс усвоения детьми программного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Сказка»

Г. Ртищево Саратовской области

Методическая разработка

Мастер-класс НОД

с детьми старшего дошкольного возраста

(с использованием технологии ТРИЗ)

«Волшебство в одном кристалле»

Область «Познавательное развитие»

2014г.

Аннотация:

Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) по теме «Волшебство в одном кристалле» построена в виде поисково-исследовательской деятельности, с использованием технологии ТРИЗ, что позволяет поддержать и развить интерес детей на протяжении всей НОД, повышает их познавательную активность, облегчает процесс усвоения детьми программного материала.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

В своей работе использую один из методов технологии ТРИЗ – решение сказочных задач. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать необычными свойствами и включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.Для НОД с использованием ТРИЗ, характерно наличие в них игровых сказочных ситуаций, которые вводит детей в проблему, состояние поиска, стимулирует мыслительные процессы.Часто представляем себя волшебниками и можем увидеть разноцветный дождь или смотрим через разноцветные стеклышки. Мы становимся настоящими
исследователями природы, если у нас в руках увеличительные стекла.Это своеобразное общение с природой живой и неживой помогает детям увидеть тайны изменений, превращений. Дети делают самостоятельный вывод, что все, что вокруг нас движемся, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Эти открытия раскрепощают детей, позволяют снять боязнь перед новым, неизвестным.

Таким образом, в результате свободной деятельности, НОД с применением элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить. ТРИЗразвивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. Именно поэтому мы применяем в НОД и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту ТРИЗ-технологию.

Введение:

Актуальность.

Дошкольное детство – очень любознательный возраст. Доказательством тому служат нескончаемые детские вопросы. Тема НОД возникла после чтения детям сказки «Золото и соль». У ребят возник вопрос: откуда берется соль? Дети стали рассуждать, что соль бывает разная: крупная и мелкая. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое.

Ведь есть продукты, которые мы едим часто, очень часто, редко или вообще не едим, но лишь без соли не обходится никто! Каждый день мы употребляем в пищу соль и не знаем, чем она полезна и в каких необычных целях может быть использована.

Цель и задачи НОД

Цель НОД : расширить и систематизировать знания детей о соли, использования ее в жизни человека, применение в творчестве.

Образовательные задачи : расширять представления детей о соли и ее свойствах, в каких видах существует, где и как используется.

Развивающие задачи : развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, творческое воображение, навыки изготовления и применения цветной соли для создания необычных сувениров, эстетическое восприятие формы, цвета, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов, бережное отношение к природным ресурсам и к своему здоровью.

Виды детской деятельности в НОД

Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная, изобразительная.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Критерии оценки деятельности детей в НОД

Одобрение детей.

Похвала за усердие, желание выполнить задание.

Развивающая среда:

Сосуд с водой;

Соль;

Сахар;

Лупы по количеству детей;

Разные виды соли;

Тарелочки

Ложечки

Бутылочки

Материал для декорирования

Предварительная работа:

Загадывание загадок про соль и сахар;

Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;

Заучивание пословиц и поговорок о соли.

Окрашивание соли

Аппликация из цветной соли

Словарная работа:

Морская соль;

Кристаллы соли;

Ход НОД:

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждет много всего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Любите ли вы путешествовать?! Предлагаю вам отправится сегодня в очень интересное место, где проводятся разные опыты, эксперименты.

Не будем терять время, отправляемся! Приглашаю всех в кружок!

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

А закрыв на миг глаза,

Попадаем в чудеса...

Воспитатель:

Где же мы с вами оказались?

Ответы детей(мы в лаборатории).

А хотели бы вы попробовать себя в роли ученых? (одеваем халаты)
- Ну вот, теперь мы настоящие ученые!

Отгадав загадки, мы узнаем с чем мы будем экспериментировать.

Загадки про соль и сахар:

Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.

Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт (сахар)

В воду упала и пропала (соль)

Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна (соль)

Воспитатель:

Предлагаю описать свойства соли и сахара (варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.),для этого мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять? Где и что?

Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберём сахар, он сегодня больше нам не понадобится.

Опыты с солью:

Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли.

1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)

2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая) .

3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)

4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась) .

Воспитатель:

Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?

(ответы детей) .

Воспитатель:

Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль.

Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.

Ребята соль-полезное ископаемое.Производится соль в разных видах: мелкого помола, крупного, йодированная, морская, каменная (показать виды соли) .

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?

Высказывание ребёнка:

Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Воспитатель:

Как вы думаете, где можно использовать соль?

Высказывание детей

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи. В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.

В медицине:

Помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.

Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.

Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.

Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.

Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.

Соль применяют в косметологии:

Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти. Очень полезны солевые ванны.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель:

Ребята, а давайте вспомним, как мы с вами использовали соль для изготовления прекрасных аппликаций?!

Дети:

Мы ее красили гуашью. Разводили гуашь в емкости с небольшим количеством воды (чем больше воды, тем светлее цвет, чем меньше воды, тем цвет интенсивней). Затем насыпаем соль в тарелочку и выливаем цветную воду. Аккуратно перемешиваем соль вилкой, чтобы вся соль была окрашена. Оставляем соль в формочках в теплом месте до полного высыхания.

Воспитатель:

А сегодня я предлагаю вам сделать радугу в бутылочке, используя нашу цветную соль, которую я взяла с собой в лабораторию. Но перед началом нашего волшебного творчества, нам необходимо подготовить наших «помощников» - наши пальчики. Проводится пальчиковая гимнастика: «Вот помощники мои»:

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни:

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять.

Не сидится им опять.

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть.

Постучали, повертели

И работать захотели!

А теперь приступим… Возьмем бутылочки, воронки, ложечки и нашу цветную соль. При помощи воронки ложечкой засы паем соль слоями в нашу бутылочку, наклоняя при этом наш сосуд. Важное дополнение – трясти в этот момент бутылку не нужно, иначе соль может смешаться, и не будет четкой грани перехода цветов. Использование различных цветов и толщину каждого слоя вы определяете, полагаясь на свою фантазию.

Выполнение детьми поделок.

Воспитатель:

Ну а теперь, когда наши бутылочки готовы, предлагаю их украсить, в моей коробочке множество ленточек,лоскуточков,ниточек,бусинок.

Татьяна Зеленская

ГБДОУ д/с № 46

Колпинского района

Санкт - Петербурга

Конспект совместной познавательно - исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

«Соленые загадки »

Подготовила и провела

Воспитатель ГБДОУ д/с №46

Зеленская Татьяна Николаевна.

Тема : «Солёные загадки »

Программное содержание :

1. Формировать умение рисовать нетрадиционным способом «рисуем солью» .

2. Создать условия для проявления познавательно-исследовательских навыков и умений детей : умение выдвигать гипотезу, организовать исследование, объяснить полученный результат.

3. Вызвать интерес к изучению полезных и вредных свойств соли.

4. Развивать технические навыки и умения изобразительной деятельности : умение сочетать плавные движения руки с регулировкой нажима руки : цветовое восприятие.

5. Создать условия для проявления воображения и творчества.

6. Воспитывать «чувство локтя» умение работать в команде.

7. Развивать связную речь – доказательство.

8. Формировать навык диалогической речи.

Материал : для эксперимента

2 сырых яйца, 2 стакана с водой, ложки,несколько столовых ложек соли;

Для рисования

Соль (мелкая, стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (теплых тонов, шаблоны листьев, простые карандаши, клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски, влажные салфетки, бумажные салфетки.

Ход : Ребята, сегодня я получила электронное письмо от Матушки природы.

Давайте его просмотрим.

М. П. - «ребята, я хочу вам рассказать об одной из своих тайн» .

На нашей планете есть вещество, без которого не сможет жить человек.

Добывают её и в море и на суше. (1 слайд)

Обрабатывают её огнём (2 слайд)

Применяют для приготовления и сохранения пищи(3 слайд)


Еще её используют для оздоровления. (4 слайд)


В воде родилась,

В огне крестилась.

В воду упала и пропала.

Дети : соль

Отдельно - я не так вкусна, Зато красива, солона,

И в пище - каждому нужна.

Так что же это за волшебное вещество? Вы думаете это соль? Давайте проверим, у нас же есть волшебная книга природы. (открываем, достаем соль)

Правильно - это соль? А кто мне может сказать, что такое соль и для чего она нам нужна?

Воспитатель выслушивает ответы ребят.

Правильно ребята. А я тоже много знаю о соли и могу дополнить ваши ответы!

Рассказ воспитателя : с презентацией.

Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом . Она хорошо растворяется в воде. (слайд)

Служит для сохранения продуктов питания. (слайд)


Но, давайте разберёмся, чем она полезна, а чем вредна для нашего организма? В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна. Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками. (слайд)


А для чего нам собственно соль? Она отвечает за работу мышц (слайд)


и необходима для пищеварения. (слайд)

Наша планета очень богата соляными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами. Это и выпаривание её на солнце из морей и озёр, и подземная добыча.



А какие удивительные поделки мы с вами делали из солёного теста ! (Здесь можно обратиться к развивающей среде, в которой выставлены поделки из соли : печенье, веточка в инее, баночка с цветной солью для украшения интерьера)

А ещё соль – волшебница – в соленой воде практически невозможно утонуть.

Не верите? А хотите проверить? Давайте проведём с вами эксперимент и проверим, как солёная вода будет выталкивать предметы на поверхность!

Проводим опыт. (слайд)

Для проведения опыта вам понадобится : 2 сырых яйца, 2 стакана с водой, несколько столовых ложек соли. Положим одно сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой. Что с ним произошло? Дети : Яйцо опустилось на дно стакана. Растворим во втором стакане с водой соль и опустим яйцо в солёную воду . Дети : Яйцо осталось плавать на поверхности воды!

Итак, ребята, какой вывод вы можете сделать? Дети в солёной воде невозможно утонуть.

Отлично, вы настоящие исследователи. Предлагаю устроить перерыв и дать себе отдохнуть. Физкультминутка

Ребята, а где больше всего соленой воды? Да. В море и океане. Давайте поиграем в игру «Море волнуется…» .

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри(1)

Морская фигура в виде капитана корабля замри(2)

Морская фигура в виде медузы замри(3)

Отдохнули? Продолжим наши исследования?

Ребята, знаете ли вы, что солью можно рисовать! Рисунки получаются просто сказочными!

Давайте нарисуем при помощи этого нетрадиционного способа разноцветные листья!


Для этого присаживаемся на свои рабочие места!

Показ техники на презентации.

Берём простой карандаш и рисуем набросок в форме листочка с дерева, рисуем его крупно, кто не может сам, берите шаблоны и обводите.

Ну, вот эскиз готов, теперь прорисовываем контур клеем.

Контур готов теперь переходим к самому интересному. Засыпаем, контур солью, считаем до 10 и ссыпаем лишнюю соль на поднос. Как красиво получается изображение просто волшебное, но похожи ли наши листья на осенние? Что делать? Конечно же, добавить цвета. Набираем краску на кисть, и прикасаемся к соли, соль впитывает цветную воду. Незабываем мыть кисть перед набором другого цвета, и прокрашиваем каплями весь контур.






Работа детей.

Какие красивые получились у вас работы. Чья работа вам понравилась больше всего? А что можно нарисовать еще в этой технике?

Давайте вспомним, о чем нам загадала загадку Матушка природа ? (о соли)

Правильно.

Что мы о ней узнали? (слайд о соли)

(Рассказы детей : что такое соль, какая она, чем помогает, в чем опасность? Соль- волшебница, соль художница)

Ребята, я думаю. М. П. довольна вашей исследовательской работой. (слайд с благодарностью)

Да, мы знаем, где может лежать сюрприз. Где же? Конечно в нашей волшебной книге. Ой, а здесь маленькие солёные рыбки ! Угощайтесь ребята.

    В воде родится, да воды боится.

    Меня не едят,
    Но и без меня мало едят.

    Меня одну не едят,
    А без меня мало едят.

    Мясо любит и капуста,
    Помидор, арбуз и сало,
    Огурец, растёт что густо.
    Может, хватит или мало?

    Одну меня не едят,
    А без меня редко едят.

    Отдельно - я не так вкусна,
    Но в пище - каждому нужна.

    Бела, как снег,
    Черна как пух,
    Вертится, как бес:
    Повернешься - она в лес.

    Верещунья белобока,
    А зовут ее...

    Вертится, стрекочет,
    Весь день хлопочет.

    Вещунья-белобока,
    А зовут ее...

    Какая птица из сорока букв?

    Какая птица состоит из сорока букв ""А""?

    Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
    Птица говорливая, самая болтливая.
    Вещунья белобока, а зовут ее...

    Непоседа пестрая,
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая.

    Непоседа птица эта,
    Одного с березой цвета:
    Верещунья, белобока,
    А зовут ее…

    Трещала с самого утра:
    - По-р-р-ра! По-р-р-ра!
    А что пора?
    Такая с ней морока,
    Когда трещит...

    Черная заплатка,
    Белая заплатка,
    На березе скачет,
    Обо всем судачит.

    Назовите слово, в котором 40 гласных.

Сорока - Сорок ""А""

    У того спортсмена стать -
    Всем пример нам можно брать.
    Но пришлось ему немало
    Попотеть в стенах спортзала.

    Шайба, видимо, устала.
    Не дают совсем вздремнуть.
    На трибуны убежала,
    Чтоб немного отдохнуть.

    Стукнешь о стенку -
    А я отскачу,
    Бросишь в корзину -
    И я проскочу.
    Я из ладоней в ладони
    Лечу -
    Смирно лежать
    Я никак не хочу!

Баскетбольный Мяч

    Долго ходом шли коньковым
    Друг за дружкою втроем,
    Было очень нелегко им
    Забираться на подъем.
    Вдруг отточенным движеньем
    Хвать винтовки - и стрелять!
    Бьют прицельно по мишеням,-
    Раз, другой, четыре, пять.
    И помчались под уклон.
    Что же это? …

    Эти фрукты не съедобны,
    Но огромны и удобны.
    Их иной спортсмен часами
    Лупит сильно кулаками.

Боксерские Груши

    Я конем рогатым правлю.
    Если этого коня
    Я к забору не приставлю,
    Упадет он без меня.

Велосипед

    Железная птичка
    Снесла яичко,
    Яичко из гнезда
    Не взять без труда.
    Тяжело яйцо,
    В яйце - кольцо;
    За кольцо возьмешь -
    Яйцо унесешь.

    Железный дом,
    Ни оконца в нем,
    Круглые станы,
    Дугою крыша.

    Под вражеским обстрелом
    Стоят солдаты смело.
    А если их собьют,
    Они опять встают.

    Этой палкой бей смелее,
    Чтоб удар был, как из пушки,
    Эта палка - для хоккея
    И она зовется …

    Меня хлопали лопатой,
    Меня сделали горбатой,
    Меня били, колотили,
    Ледяной водой облили.
    И скатились все потом
    С моего горба гуртом.

Ледяная Горка

    Очень любят молодца, а бьют, колотят без конца.

    Упадет - поскачет,
    Ударишь - не плачет.

    Не обижен, а надут,
    Его по полю ведут.
    А ударят - нипочем
    Не угнаться за...

    Умею прыгать и катиться, А если бросят - полечу. Кругом смеющиеся лица: Все рады круглому...

    Я, как зонтик, белый-белый,
    Я большой и очень смелый,
    Я по воздуху летаю,
    С облаков людей спускаю.

    В небо ласточкой вспорхнёт,
    Рыбкой в озеро нырнёт.

Прыгун В Воду

    Ручки да веревка -
    Таня скачет ловко.

Скакалка

    Безбородый и не белый,
    Гладкое, без шерсти, тело,
    Железные копыта,
    Словно в землю врытый,
    Он не блеет, не шумит,
    Где поставят - там стоит;
    Его не двигают -
    Через него прыгают.

Снаряд - козёл

    Два кольца
    И два каната,
    Вверх и вниз,
    Туда - обратно.
    Незаконченный полёт,
    Стойка, взлёт и поворот.

Снаряд - кольца

    Прямо на дороге
    Конь расставил ноги,
    Без головы и хвоста,
    Как вкопанный, встал.
    Конь стоит на месте
    Со всадником вместе.

Снаряд - конь

    Два кольца
    И две веревки -
    Я на них
    Вращаюсь ловко.

Спортивные Кольца